На сегодняшний день рынок спама окончательно сложился, и роли на нем четко распределены. Сбор адресов пользователей, поиск клиентов и собственно рассылка производятся разными структурами, обслуживающими друг друга.
Рынок профессиональных спамерских услуг можно поделить на следующие части:
- поставщики ПО, баз данных (электронных адресов), IP-адресов;
- вирусописатели;
- сами спамеры (рассыльщики);
- рекламодатели.
Производители ПО
Это те, кто производит программное обеспечение для спамеров — программы для сбора адресов с сайтов и форумов (сетевые пауки), программы для быстрой массовой рассылки, программы для проверки существования и работоспособности адресов и т. д.
Программное обеспечение для спам-рассылки можно как купить (для установки на свой или арендованный сервер), так и арендовать. Найти в Сети предложения по покупке и аренде спамерского ПО совсем нетрудно — его авторы обычно не скрываются.
Собиратели баз адресов
Этот вид игроков обслуживает нужды спамеров и собирает для них почтовые адреса, которые объединяет в базы адресов. Для этого используется разнообразное программное обеспечение, которое ищет адреса в интернете, проверяет их работоспособность и помещает в базу. Применяются разнообразные методы — от кражи адресов у провайдера с помощью завербованных агентов до подбора адресов «на кончике пера» с помощью различных эвристических алгоритмов и так называемых словарных атак. Например, перебираются все простые имена типа anna@somedomain.com, bob@somedomain.com. Или, если известен адрес olga1981@any.com, можно проверить и olga1981@other.com.
Вирусописатели
Вирусописатели создают вредоносные программы с целью превращения компьютеров пользователей в машины для рассылки спама — так называемых зомби.
Важной частью спам-индустрии являются вирусописатели. Они создают вредоносные программы с целью превращения компьютеров пользователей в машины для рассылки спама — так называемых зомби. Пользователи при этом могут даже не догадываться, что их машины используются спамерами. Уже в 2004 году основная масса спама рассылалось не напрямую с почтовых серверов, а посредством зараженных пользовательских компьютеров, объединённых в зомби-сети.
Спамеры
Собственно спамеры — это те, кто рассылает спам. Если делить спамеров по степени подготовленности, можно выделить следующие уровни:
- десятки крупных спамерских фирм;
- сотни мелких фирм и отдельных профессионалов;
- тысячи непрофессионалов (студентов, безработных).
Портрет типичного спамера — это технически грамотный, активный, беспринципный молодой человек.
Профессиональные службы рассылок
Это группы весьма квалифицированных людей, вооруженных совершенным программным обеспечением, которое умеет рассылать письма с огромной скоростью и использовать последние достижения спамерской мысли.
Самодеятельные спамеры
Здесь есть две категории — начинающие спамеры и нечаянные спамеры («добросовестные»).
Начинающие спамеры. Такой спамер пытается организовать свой бизнес рассылки «на коленке», пользуясь технически негодными средствами — покупается карточка провайдера, рассылка часто идет через модем или домашнюю выделенную линию. С рассылкой писем таким способом связано слишком много проблем (скорость рассылки очень низкая, база адресов устарела, провайдер может заметить и закрыть аккаунт…). Поэтому такие письма не составляют большой доли в спаме.
Добросовестные спамеры. Это чаще всего маркетинговые сотрудники обычных компаний, которые вдруг открыли для себя фантастические возможности рекламы электронной почты: пиши, кому хочешь, и рассылка практически ничего не стоит! Обычно адреса они берут просто с сайтов, честно указывают все свои координаты, настоящий обратный адрес и так далее.
Клиенты: кто платит спамерам?
Спам противоречит законодательству многих стран. Поэтому, прежде всего, он привлекает к себе предпринимателей, занимающихся преступной деятельностью. Огромным спросом электронный мусор пользуется у торговцев порнографией, поддельными лекарствами, нелегальным софтом. Охотно прибегают к спаму «строители» финансовых пирамид и другие мошенники. Безусловно, массовые рассылки — один из основных инструментов фишеров.
В последние годы становится все более активным спам, который предлагает обратить внимание на акции некоторых компании. За счет массовости рассылок спам-реклама может привести к росту курса акций. Очевидно, заказчиками такого спама являются те, кто играет на краткосрочных курсовых изменениях.
Ситуация в России несколько отличается от мировой. Здесь клиентами спамеров часто являются представители малого бизнеса (электроника, комплектующие, автомобили, юридические услуги, туризм, медицина, и т. п.).