Цифровой след (англ. digital footprint) — совокупность информации о пользователе и его действиях в Сети, которую можно каким-либо способом отследить. Цифровой след есть у каждого, кто пользуется интернетом, в том числе у организаций.
Виды цифровых следов
Различают два типа цифровых следов:
- Пассивный цифровой след пользователь оставляет в Сети ненамеренно. Он формируется из данных, которые веб-ресурсы получают и сохраняют автоматически: файлов cookie, IP-адресов, истории поиска и т. д.
- Активный цифровой след — информация, которой пользователь делится по собственному желанию. К активному следу относятся, например, публикации в социальных сетях и блогах, комментарии, отзывы о работе сервисов или сведения, указанные в профиле пользователя на том или ином сайте.
Риски, связанные с цифровым следом
Сбор и использование данных об интернет-активности пользователей могут угрожать конфиденциальности. С одной стороны, цифровой след позволяет делать выводы о привычках и предпочтениях человека и персонализировать отображаемый контент, с другой — создает риск доксинга и кражи личности. Также опубликованная в интернете информация может сказаться на репутации пользователя или организации.
Управление цифровым следом
Уменьшить цифровой след помогут следующие меры:
- Использование режима инкогнито, в котором браузер не сохраняет файлы cookie и историю посещенных сайтов.
- Строгие настройки конфиденциальности в браузерах и на веб-ресурсах.
- Использование псевдонимов и одноразовых почтовых адресов для регистрации на сайтах.
- Предоставление приложениям только тех разрешений, которые необходимы для их работы.
- Использование механизмов блокировки сторонних трекеров на веб-сайтах.
- Удаление ненужных учетных записей.
- Публикация в Сети только той информации, которая не является конфиденциальной и не способна скомпрометировать человека или компанию.